Присоединяйтесь к группе "Аквапузики" в социальных сетях: 
Youtube
22.05.24
2-3 Июня 2024 г. Курс "Аквааэробика для Беременных. Методика проведения групповых и индивидуальных занятий" Краснодар Курс проф. подготовки специалистов. Срок обучения 2 дня. По окончании выдается Сертификат.
31.03.24
25-26 мая 2024 г. Курс "Аквааэробика" Продолжительность 2 дня. Стоимость 12000 руб.  Адрес проведения: город Краснодар, ул. 1 Мая, 184/1, 4 этаж, офис 12
30.03.24
24-28 апреля 2024г. Краснодар Курс проф. подготовки специалистов по грудничковому, раннему  и дошкольному плаванию. Срок обучения 5 дней. По окончании выдается Сертификат. Стоимость 23000 руб.
02.08.23
19-20 августа 2023 года, г. Краснодар, ул. 1 Мая 184/1 Стоимость 18000 руб. СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ. ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА С ОЛЬГОЙ ГУЛЯЕВОЙ!

Этапы обучения плаванию детей с рождения

Обучение плаванию детей первого года жизни

В научно-методической литературе принято разделять обучение плаванию детей первого года жизни на 5 этапов. Количество занятий на каждом этапе достаточно велико (от 25 до 50). Это объясняется тем, что ребенок  в этом возрастном периоде еще не обладает необходимым запасом двигательных умений и навыков, а структуры головного мозга активно развиваются. Обучения в данном возрасте основано на использовании рефлексов (дыхательный, толчковый) и простейших движений.

Содержание занятий в воде с детьми раннего возраста составляют следующие упражнения:

1. На первом этапе - покачивания, проводки и погружения (25 занятий). Покачивания выполняют переводом ребенка из горизонтального положения на спине  в полувертикальное и обратно. Ребенка поддерживают двумя руками: под затылок и область таза. Проводки выполняются от одного конца ванны до другого и обратно, чередуя положения тела (на груди, на спине). На последующих занятиях проводки усложняются: выполняют проводки по кругу, восьмеркой, зигзагами, одновременно с покачиваниями. Активно используют толчковый рефлекс, сгибая ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах и ставя их на стенку ванны. При отталкивании от стенки происходит скольжение по поверхности воды. Для стимулирования активных плавательных движений ногами и руками, а также для развития врожденной способности к задержке дыхания с 2-5 го занятия начинается подготовка к погружению, то есть к кратковременному окунанию с головой в воду. Погружения выполняют только из положения ребенка на груди и не более 5-6 раз за одно занятие. Не следует выполнять упражнения с плачущим ребенком.

2. На втором этапе - проводки, погружения, скольжения (40-50 занятий). Задачами 2-го этапа являются: обучение самостоятельному лежанию на воде в положении на спине, сохранение  горизонтального положения тела при беспрерывной проводке на груди с поддержкой одной рукой, погружение в воду на 5с с помощью взрослого, освоение новых  видов поддержки. Основными упражнениями являются проводки, погружения и скольжения. На данном этапе определяется наиболее удобный вариант движений ребенка (попеременные, одновременные движения).

3. На третьем этапе - активные движения руками и ногами, ныряния (50-60 занятий). Основное внимание уделяется упражнениям для активизации движений ногами способом, наиболее удобным для ребенка. Освоение движений ногами идет до тех пор, пока ребенок не начнет работать ногами самостоятельно. Параллельно идет активизация движений руками. При выполнении упражнений на спине и на груди используют поддерживающие средства. С целью повышения активности ребенка можно использовать игрушку, которую сначала показывают ребенку, а затем удаляют от него, заставляя тянуться к ней и работать ногами. Продолжается освоение ныряния с помощью взрослого.

4. На четвертом этапе - ходьба по дну ванны, погружения, игры, плавание на спине или на груди с поддержкой взрослого (50-60 занятий). На данном этапе ребенка обучают плаванию на спине  и на груди с самостоятельными движениями ногами или руками. Рекомендуется ходьба по дну ванны в начале и конце занятия с поддержкой. Продолжается освоение погружений в воду на несколько секунд. В программу этого этапа включаются игры и упражнения, основанные на проявляющейся в этом возрасте способности к подражанию.

5. На пятом этапе - погружения, самостоятельное плавание с помощью ног, упражнения на дыхание (3-4 месяца). На данном этапе можно переходить к занятиям в плавательном бассейне (с разрешения педиатра). Занятия рекомендуется проводить не реже 5 раз в неделю. Увеличивается продолжительность каждого занятия (до 50-60 мин), разрешается снизить температуру воды до 29-300С. На данном этапе ставятся следующие задачи: обучение ребенка самостоятельно держаться на воде в положении на спине с активной работой ногами; самостоятельное плавание в положении на груди; погружение под воду и доставание игрушек со дна бассейна. Проводится обучение выдоху на поверхность воды.

Деление на этапы носит условный характер, продолжительность каждого периода может быть изменена в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Эффект от занятий будет только в том случае, если занятия будут носить систематический характер (не реже 5 раз в неделю). В противном случае двигательные навыки не будут закрепляться. По данным зарубежных исследований (Кравчик С., Кравчик Я., Давыдов В., 2005),  проведение занятий по плаванию 1 раз в неделю на протяжении 10 месяцев с детьми первого года жизни не позволяет научить их  плавать на груди и на спине. Около 60% детей осваивают лежание на спине, до 30% малышей могут лежать на груди и только 2% детей могут научиться нырять. Дети 2-3-х лет успешно осваивают плавание на груди (до 90% обучаемых), а плавать на спине могут не более 9% детей.

 Обучение плаванию детей имеет свою специфику. С физиологической точки зрения обучение ребенка какому-либо способу плавания - это построение специфической системы плавательных движений в конкретных средовых условиях (в воде). Но любой по сложности двигательный акт может быть построен только на основе уже существующих физиологических механизмов («движений»), которые, в зависимости  от «потребностей» данного конкретного двигательного акта, могут быть вовлечены или не вовлечены в него в качестве его компонентов (С. Е. Павлов, 2000, 2004; Т. Н. Павлова, 2001). А потому на начальном этапе обучения плаванию необходимо обязательно учитывать и активно использовать уже сложившиеся у ребенка двигательные стереотипы.

Научными исследованиями показано, что к первому году жизни практически все движения ребенка еще не очень точны, так как не сформирован баланс мышц-антагонистов, несовершенна нервно-мышечная регуляция, появляются новые движения (ссылки у Д.А.Фарбер, М.М.Безруких с соавт., 2009). В этом возрасте ребенок способен выполнить простейшие действия по инструкции взрослого (найти взором требуемый предмет), но при этом легко отвлекается на раздражители окружающей обстановки, из-за чего часто не выполняет инструкцию. Только к 2,5-3 годам ребенок становится способным подчинять свои действия инструкции взрослого, а ее регулирующая роль приобретает стойкий характер. Особую роль в регуляции движений играет мозжечок. Он регулирует мышечный тонус и  позу, обеспечивает плавность движений и тесто связан с серийными движениями. Все области коры больших полушарий посылают информацию в мозжечок, к нему поступают также сигналы из всех сенсорных систем. В соответствии со схемой управления ритмическими движениями, разработанной Ю.И.Аршавским с соавт. (1984), мозжечку отводится роль своего рода «центрального диспетчера», обеспечивающего координацию синергий, контролирующих движение, и разнообразную информацию о состоянии окружающей среды. В развитии коры мозжечка выделяют три этапа существенных морфологических преобразований: первый -  от рождения до 5 лет, второй - от 6 до 12 лет и третий - от 13-14 лет до 20 лет.           Исследованиями показано, что даже такой рано формирующийся навык локомоций, как ходьба, к 4 годам по сравнению с началом ходьбы совершенствуется, однако система регуляции этих движений еще несовершенна, нестабильна и неритмична, отсутствует зависимость между темпом ходьбы и длиной шага, длина шага непостоянна. Только в дошкольном возрасте начинается развитие содружественных движений ног и рук. При плавании  в работу включаются как ноги, так и руки, при этом  движения выполняются в горизонтальном положении и дыхание выполняется в непривычных и сложных условиях.

Таким образом нельзя  требовать от ребенка того, что еще недоступно ему в силу незрелого возраста.  Грамотное использование плавания как  средства физического развития будет  иметь несомненное положительное влияние. Главная цель занятий плаванием с детьми  первых лет жизни - укрепление здоровья и гармоничное развитие, а не рекорды в преодолении метров в воде.

Источник: Павлова Т.Н., Никитина С.М. Обучение плаванию детей грудного возраста: за и против // Детский тренер, № 1 - М., 2010.