В начале 1960-х годов в одном из московских роддомов появилась на свет крошечная недоношенная девочка. Когда ее положили на весы, то стрелка остановилась на отметке 1200 граммов (по разным источникам 1600) В то время не существовало специальной техники для выхаживания таких ослабленных младенцев: кювезы, инкубаторы с регулируемым микроклиматом и подачей кислорода, были изобретены значительно позже.
Врачи рекомендовали родителям готовиться к худшему. Однако отец девочки не хотел сдаваться. Он решил самостоятельно спасти свою дочь и главной помощницей в этом деле стала для него... вода. Так Игорь Борисович Чарковский (а именно он был отцом девочки), инструктор-спасатель на водах, впервые в России занялся плаванием с грудным ребенком. Чарковский самостоятельно сконструировал для двухнедельной дочки Веты кювез- аквариум.
Вета проводила в нем очень много времени. На любительской кинопленке, снятой Чарковским, запечатлены чудеса: крохотный человечек плавает, как дельфин, ловит в воде рыбок и лягушек, ныряет за лежащими на дне игрушками.
В три месяца Вета в своем развитии обогнала сверстников. Она раньше положенного срока начала сидеть и стоять. В семь месяцев Вета плавала вместе с папой в бассейне «Москва», перебирая руками по лесенке, она спускалась на четырехметровую глубину за бутылочкой кефира.
С помощью воды Чарковский вынянчил не только свою дочь. В 1960-х годах он работал в родильных домах, затем в московском Доме ребенка, выхаживая ослабленных и недоношенных младенцев в ванных собственной конструкции.
Однако официальная медицина не спешила поддержать самоотверженного родителя, считая подобные занятия плаванием слишком рискованными. Лишь после того как появилась информация о создании за рубежом научно-исследовательских институтов детского плавания, Чарковскому дали «зеленый свет».
В 1978 году председатель Всесоюзной федерации плавания З. П. Фирсов создал свой курс «Плавать раньше, чем ходить» и опубликовал одноименную книжку. Ее одобрили в Министерстве здравоохранения СССР, и при всех детских поликлиниках нашей страны началось обучение плаванию.
В этом же 1978 году Врач-консультант и методист В. А. Гутерман. Издал разработанные свои методические рекомендации «Плавание грудных детей».
В 1979 г. Международный медицинский комитет Всемирной любительской федерации плавания разработал «Инструкцию по обучению плаванию грудных детей в условиях домашних ванн и специальных детских бассейнов».
За рубежом пионерами детского плавания стали профессиональные тренеры-пловцы супруги Тиммерманс из Австралии. В 1966 году у них родилась дочь Андреа, которую они ради эксперимента начали обучать плаванию на шестнадцатый день после рождения. Постепенно увеличивая нагрузки и время пребывания в воде, Тиммермансы добились того, что через две недели Андреа плавала по-собачьи и находилась в воде по 30-40 минут в день. В плавательную школу, где преподавали супруги, началось настоящее паломничество: как выяснилось, очень многие родители мечтали, чтобы их дети начали плавать раньше, чем ходить. Австралийский опыт получил распространение в США, Японии, Германии, Франции, Бельгии и других странах.
Оздоровительная роль плавания наглядно подтверждается неоспоримыми статистическими данными, полученными в столичных поликлиниках (каждая вторая детская поликлиника г. Москвы оснащена специальными ваннами для грудничкового плавания или детскими бассейнами) и подытоженными Главным управлением здравоохранения Москвы. По этим обобщенным данным, среди грудных детей, регулярно занимавшихся плаванием, заболевших было в 4,5 раза меньше, чем среди детей, не занимавшихся плаванием. На первом году жизни у плавающих малышей детские болезни сократились почти в 5 раз, по сравнению с неплавающими сверстниками.
В Мюнхене в Институте детского плавания большинство плавающих грудничков, по результатам статистики по тестам умственного развития, опережало не плавающих сверстников на 3-4 года. Полученные данные позволили Медицинскому комитету Международной федерации любителей плавания (ФИНА) принять решение:
1. считать плавание важным дополнительным источником здоровья для детей грудного возраста, доступным и эффективным средством физического воспитания ребенка;
2. рекомендовать медицинским комитетам всех национальных федераций плавания включиться в работу по массовому развитию плавания среди детей грудного возраста.
В поддержку данных рекомендаций выступает профессор, доктор медицинских наук И.А. Аршавский (Институт нормальной и патологической физиологии Академии медицинских наук СССР): «Наши исследования позволяют горячо рекомендовать систематическое купание младенцев. Вода расслабляет мышцы туловища и конечностей, чему способствует состояние относительной невесомости, и ребенок начинает двигать руками и ногами. Обучение этому, несомненно, является физиологически обоснованным методом физического воспитания, способствующим полноценному развитию организма. И вот что чрезвычайно важно: в воде снимаются статические нагрузки на скелетную мускулатуру и стимулируются ее динамические компоненты. А это не только полезно для развития организма, но и может служить одной из форм предупреждения таких отрицательных последствий акселерации, как астенизация и преждевременное половое созревание. Таким образом, плавание является не только доступным и эффективным средством физического воспитания детей, начиная с первых недель и месяцев жизни, но и очень важным дополнительным источником здоровья не только для физиологически зрелых детей грудного возраста, но и в особенности для рождающихся в состоянии физиологической незрелости, число которых сейчас все больше. Для таких детей раннее плавание может стать одним из эффективнейших мероприятий по компенсации физиологической незрелости».
Источники:
- "Энциклопедия методов раннего развития" Рапопорт Анна, серия: Главная книга родителя, Изд.: АСТ, ЕВРОЗНАК, Издательская группа АСТ, Издательство "Прайм-Еврознак" 2009 г. 384с.
- "Плавать раньше, чем ходить" З.П. Фирсов, Москва, Физкультура и спорт, 1978г. 72 с.